Полное название: создание мини-музея
«Деревянная игрушка»
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: вторая группа раннего возраста
Возраст детей: 2-3 года
Актуальность
В наше время остро стоит вопрос о воспитании патриотических чувств у ребенка к родной культуре, быту и традициям. Наш детский сад стал активно использовать в своей работе музейную педагогику, в частности мини - музея в групповых комнатах.
Цель проекта: Познакомить родителей со способами пролонгирование игровой деятельности детей с деревянными игрушками.
Задачи проекта:
Мини-музей предназначен для формирования у детей первичных представлений о музеях
Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей;
Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой.
Воспитывать заботливо отношение к экспонатам.
В основу решения этих задач положены следующие принципы: - принцип учета возрастных особенностей дошкольников; - принцип опоры на интересы ребенка; - принцип наглядности; - принцип последовательности; - принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Развивающая предметно-пространственная среда
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Экспонаты игрушек располагаются на нижних полках стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках представлены: информация для родителей и воспитателей, детская литература, альбомы.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
На данный момент мы работаем с детьми второй группы раннего возраста и наши дети очень любят играть. Сейчас такое разнообразие ярких, красивых игрушек, из различных материалов. А деревянные игрушки, почему то отошли на второй план, которых в нашей группе очень много. Поэтому, мы решили создать мини - музей "Деревянная игрушка".
Предложить детям вместе с родителями выбрать дома для музея деревянные игрушки, иллюстрации, стихи, песенки, книги.
Объявление для родителей об организации мини-музея.
Беседа с родителями о целях и задачах мини-музея в группе.
Второй этап, практический — «Создание мини-музея».
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Начали работу с того, что мы собрали достаточно материала для оснащения музея, изготовили дидактические пособия на основе тех деревянных игрушек, которые у нас имелись. Весь материал, находящийся в мини - музеи, привлекает детей своей яркостью, динамичностью и универсальностью. Каждая игрушка помогает детям сосредоточиться, учит терпению и усидчивости. Весь материал способствует познавательной активности, развивает мышление и воображение, расширяет представление об окружающем мире, знакомит детей с главным сувениром России - матрешка, развивает крупную и мелкую моторику, а так же сенсорное восприятие.
Мини-музей – это новый элемент в предметно - развивающей среде группы В обычном музее зрители только созерцают, а в нашем музее можно брать экспонаты в руки, переставлять их с места на место, играть с ними. Экспонаты мини-музея.
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».
Чтение стихотворений, прослушивание песен о погремушках, матрешках, елочке, животных и т. Д. Чтение сказки «репка», «Колобок», «Погремушка» (А. Барто), «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Погремушки у ребят».
Рассматривание картинок предметных и сюжетных.
Просмотр видео-ролика «Как из дерева вырезают игрушки».
НОД: физ. минутки «Погремушки весело звонят», «Зоопарк», «Зайка беленький сидит». Музыка: «Мы матрешки маленькие крошки», «Погремушки у ребят». Рисование: «Укрась фартук у матрешки». Лепка: «Сделай погремушку», «Раскатай ладонями шарик». Ребенок и окруж-й мир: «Угадай, что звучит», «Прогулка с матрешкой», «Большое дерево», «Из чего сделаны деревянные игрушки». Сюжетные игры: «Угостим куклу чаем», «Обустроим кукле комнату», «Положим куклу спать», «Построим дом для зайки», «Покатаем мишку на санках». Д. И. :»Собери пирамидку», «Собери бусы», «Собери матрешку», «Собери грибочки», «Собери целое из 4х частей».
Предполагаемый результат:
- сформировала интерес детей к народному творчеству, стремление подражать народным мастерам;
-способствовала развитию связной речи детей, обогащая словарный запас, используя народные сказки и малые фольклорные формы (стихи, пословицы, загадки);
- способствовала художественно-эстетическому развитию.
Итоговое мероприятие НОД :
· НОД : Худ. Творчество «Раскрасим куколок»
· презентация мини-музея «Деревянные игрушки».
· Провести экскурсии с детьми из группы, пригласить родителей, пригласить детей других групп.
· Прочитать отзывы родителей и гостей.
· Подведение итогов.
Экспонаты мини-музея.
Матрешки: помогает детям сосредоточится, научиться терпению и усидчивости; развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук; уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка.
Рамки вкладыши: цель игры вложить вкладыш в соответствующее место, подобрав по размеру и логике; тренирует мелкую моторику пальцев, знакомит с окружающим миром, понятиями цвета, количества.
Погремушки, свистульки:помогает овладеть образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой; приучает ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей.
Собери грибочки.
Игрушка на развитие моторики, на классификацию по размеру и цвету. Сами по себе грибы могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.
Игра «Зашнуруй ботинок».
Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.
Пирамидка.
обогащать сенсорный опыт детей, обучать группировать предметы по цвету, развивать зрительно-слуховое восприятие.
Настольный театр
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Конструктор.
Конструирование- достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.
В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений.
Реализация проекта:
Образовательная область |
|
Непрерывная образовательная деятельность |
Познавательное развитие |
Формирование элементарных математических представлений (величина, форма). Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- пирамидки
- конструктор
-пазлы
-матрёшки
- лабиринт
- геометрикс
Ознакомление с окружающей действительностью
- машинки
-паровозики
- грибочки
- рыбы
Сенсорное развитие
- вкладыши
-кубики
- пирамидки
- молоточки
- игрушки -забавы
- бусы
- прищепки |
Рассматривание картинок предметных и сюжетных.
«Угадай, что звучит», «Прогулка с матрешкой»,
«Большое дерево»,
«Из чего сделаны деревянные игрушки».
Д.И. :»Собери пирамидку»,
«Собери бусы», «Собери матрешку», «Собери грибочки», «Собери картинку».
|
Социально-коммуникативное развитие |
Ролевые игры, развитие сюжетной игры
- грибочки
- рыбки
Шнуровка
- ботинок
- пуговицы |
Сюжетные игры: «Угостим куклу грибным супом»
«Идём на рыбалку
Д/и « Научусь делать сам»
|
Речевое развитие |
Развитие связной речи
- кукольный настольный театр
- матрёшки по сюжету сказок |
Чтение сказки «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» «Погремушка» (А. Барто), «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Погремушки у ребят». |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальное развитие :
- Свистульки
- Трещётки
- Дудочки
- Погремушки
- Стучалки
Развитие художественно- эстетического вкуса
-матрёшки
- свистульки
- ложки
- погремушки
|
Музыка: «Мы матрешки маленькие крошки», «Погремушки у ребят».
Рисование: «Укрась фартук у матрешки».
Лепка: «Сделай погремушку» |
Физическое развитие |
- Погремушки |
физ. минутки «Погремушки весело звонят», «Зайка беленький сидит». |